Браиловский Леонид Михайлович

БРАИЛОВСКИЙ (Брайловский) Леонид Михайлович

23 мая 1867 (Харьков) — 7 июля 1937 (Рим)

Архитектор, живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства

Из дворянской семьи. В 1886–1894 учился на архитектурном отделении ИАХ. За период учебы неоднократно награждался: в 1890 — малой серебряной медалью, в 1892 — большой серебряной медалью, в 1893 — малой золотой медалью за программу «Гостиница для приезжающих в столице». В 1890 окончил курс наук, в 1894 получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу.

В 1895–1898 — пенсионер ИАХ в Париже и Риме. Учился у Бампани в Риме и в Академии Р. Жюльена в Париже. Совершил поездки в Египет, Грецию, Германию, Австрию, Испанию.

После возвращения поселился в Москве. С 1898 преподавал в МУЖВЗ и Центральном Строгановском училище технического рисования (с 1906 — Строгановское центральное художественно-промышленное училище), профессор, с 1900 — член учебного комитета Строгановского училища.

Работал как архитектор, однако большую известность приобрел благодаря своим архитектурным зарисовкам. Создавал акварели с видами античных руин, архитектурных памятников, с интерьерами храмов и дворцов, архитектурные фантазии. В своем творчестве был близок мастерам неорусского направления. В 1900-х занимался изучением и копированием фресковой живописи в церквях Ярославля, Ростова, Новгорода. Участвовал в выставках Общества русских акварелистов, Московского товарищества художников, Нового общества художников. Член Общества архитекторов-художников и Московского археологического общества.

Автор проектов частной виллы в Туапсе (начало 1900-х), театра в Екатеринославле (совместно с И. В. Жолтовским), нового здания МУЖВЗ на Мясницкой улице в Москве, памятников на могилах А. П. Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве (1907) и композитора В. С. Калиникова в Ялте (1908). Занимался оформлением интерьеров, выполнял эскизы мебели и бронзовых изделий. Входил в редакционный комитет «Ежегодника МАО» (Московского архитектурного общества).

С 1909 работал как театральный художник. Оформлял спектакли Малого театра («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1911; «Стакан воды» О. Э. Скриба, 1911; «Герцогиня Падуанская» О. Уайлда, 1912; «Венецианский купец» У. Шекспира, 1916) и Большого театра («Дон Жуан» В.-А. Моцарта, 1916) в Москве.

В 1918 вместе с женой, художницей Р. Н. Браиловской, эмигрировал; жил в Константинополе, Белграде, с 1925 — в Риме. Работал декоратором Королевского театра в Белграде. Член Союза работников русского искусства в Белграде. В 1933 основал Музей русского религиозного зодчества при Конгрегации восточных церквей в Ватикане.

В эмиграции продолжал работать в области станковой живописи и графики. В 1920–1930-х в соавторстве с супругой выполнил обширный цикл картин «Видения Старой России». Экспонировал свои рисунки и акварели с архитектурными зарисовками во многих городах Европы: Риме, Париже, Милане, Лондоне, Амстердаме, Гааге, Мюнхене, Будапеште, Нью-Йорке. Вместе с женой провел персональные выставки в Париже (1930) и Ватикане (1932).

Произведения Браиловского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, Музее Сорбонны в Париже, Музеях Ватикана, Музее русского религиозного зодчества при Конгрегации восточных церквей в Ватикане и других.