Альбом учеников И.Е. Репина студии М.К. Тенишевой

Альбом учеников И.Е. Репина студии М.К. Тенишевой, подаренный А.В. Прахову. 19 листов, посвящение и 16 этюдов. 1898.

Размер альбома 41Ч55 см.

Альбом оформлен в зеленый коленкоровый переплет с тиснением и серебряной накладкой.

Публикации: П. Медведев «Ученики студии М.К. Тенишевой. Альбом Адриана Викторовича Прахова» // Антикварный мир: отражение сути /авторский проект Татьяны Гармаш. Вестник антикварного мира №7, октябрь 2014, с.18-35.

Открывается альбом посвящением учеников мастерской кн. Тенишевой Адриану Викторовичу Прахову, исполненным на двух листах художником А.Н. Клементьевым. На втором листе посвящения — подписи И.Е. Репина и 24 учеников. Содержит живописные и графические этюды Ю.И. Репина, К.А. Вещилова, Э.Э. Лисснера, Я.А. Чахрова, Л.П. Альбрехта, А.В. Сапожникова, А.А. Любицкого, Г.Г. Карпунина, И.М. Тряпичникова, А.Н. Третьякова, Е.А. Граве и других.

Тенишевская школа была открыта в Петербурге в ноябре 1895 года. Организатором и вдохновителем ее был И.Е. Репин. Его начинание поддержала княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, предоставив для занятий свою художественную мастерскую на Галерной улице, 13. Тенишева также взяла на себя все материальные расходы по школе, что позволило сделать обучение бесплатным.

 

АЛЬБОМ АДРИАНА ВИКТОРОВИЧА ПРАХОВА

 

26-го марта 1898 года профессор Адриан Викторович Прахов, в залах Академии художеств, закончил цикл популярных лекций по истории искусств.

Последнюю в этом сезоне лекцию о Венере Милосской, он читал перед её статуей, указав слушателям на исключительные достоинства этого чудного произведения классического мира.

«Это были не сухие лекции, в которых профессор монотонным и скучным голосом передает имена, факты и цифры, - это были беседы человека, который изучил искусство по его лучшим оригинальным образцам, который весь отдался этому искусству и в его мир ввёл, живыми беседами своих добровольных слушателей». [1]

В завершении «благодарные слушатели покрыли заключительные слова своего учителя дружными и долгими аплодисментами. Когда аплодисменты смолкли, ученики Академии  (Тенишевской художественной школы)[2]  преподнесли профессору Прахову роскошный альбом своих этюдов и прочли ему очень прочувствованное посвящение, которым выразили ему глубокую признательность слушателей за его интереснейшие лекции и эстетическое наслаждение, испытанное ими в эти часы».[3] Профессор был  тронут этими знаками внимания и благодарности.

«Тенишевская школа» была открыта в Петербурге в ноябре 1895 года. Организатором и вдохновителем её был Илья Ефимович Репин.

Уже руководя своей мастерской в Высшем художественном училище при Академии художеств, Илья Ефимович берет на себя руководство частной художественной студией. Его начинание подержала княгиня Мария Клавдиевна Тенишева, предоставив для занятий свою художественную мастерскую на Галерной улице 13.  Тенишева так же взяла  на себя все материальные расходы по школе, что позволило  сделать обучение бесплатным.

В письме к П.М. Третьякову, 26 ноября 1895 года, Репин писал: У меня здесь великолепная мастерская; и  я открыл еще одну частную, подготовительную школу в доме княгини Тенишевой, в ее мастерской уч [ ится ]  29 чел [ овек ]. От желающих поступить, отбою нет. Школы нужны».[4]

В своих воспоминаниях княгиня М.К. Тенишева писала: «Студия наша сразу завоевала себе почетное место. Желающих поступить в так называемую «тенишевскую школу» было в десять раз больше, чем позволяло помещение. <…> В начале сезона места брались положительно с бою, даже происходили очень тяжелые сцены отчаяния, когда Репин после пробных занятий отстранял того или другого ученика, не находя в нем достаточно данных. <…> Компания была в высшей степени пестрая, милая, со страстью отдававшаяся работе, искренне любящая искусство. Народ все способный, молодой и многообещающий».[5]

Вначале, на совещании с Тенишевой, было решено принять двадцать пять учеников, но в дальнейшем приняли столько, сколько смогла  вместить студия, что называется до отказа – сорок человек. Основной целью студии была подготовка учащихся к поступлению в Высшее художественное училище. От учеников студии требовалось уметь рисовать с гипсовых моделей и писать живую натуру. Помощниками И.Е. Репина по занятиям рисунком и живописью в Тенишевской мастерской были А. Куренной, П.Е.  Мясоедов, затем Д.А Щербиновский.

По Уставу Тенишевской рисовальной школы[6], учащиеся платили пять рублей в месяц  для покрытия  расходов по найму моделей и вознаграждения помощника руководителя студии. Занятия проводились ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, с 9 часов утра до 2 часов по полудню (с 9 часов до 12 часов – живопись, с 1 часа до 2 часов – рисование). Один раз в неделю ученики собирались вечером для разъяснения некоторых вопросов по композиции. В начале каждого месяца ученикам задавалась тема для эскиза. В конце месяца проводился экзамен ученических работ по пятибалльной системе. Эскизы, кроме того, распределялись по достоинству – номерами, которые служили порядком при занятии мест, всякий раз при постановке новой модели.

По совету Репина старостой студии был выбран  Яков Чахров.

Яков Чахров в своих воспоминаниях об И.Е.Репине и Тенишевской школе писал: «Когда оканчивались этюд и рисунок, к этому сроку обязательно каждый из нас должен был представить и эскиз. Эскиз считался одним из важных условий работы в мастерской. Каждые две-три недели, в воскресный день, в мастерской устраивалась выставка. Приходил профессор и в присутствии старосты ставил разряды. В это время ученики, затаив дыхание, со страхом и волнением ждали оценки своих работ в другой комнате, служившей нам чайной. Приглашенные, они входили в мастерскую и бежали к своим работам. Илья Ефимович придавал большое значение обсуждению каждой работы в отдельности и вызывал целые дискуссии учащихся. Иногда высказывались замечания о неправильности отметки, на что Илья Ефимович часто скоро соглашался, и к удовольствию автора его работа повышалась разрядом.

Для нас всех такой просмотр работ, их подробное и детальное обсуждение было большой школой, мы горели жаждой работы.

Когда мы писали этюд с натуры, Илья Ефимович зорко следил за моделировкой формы. Он находил, что форма должна быть у начинающего художника на первом месте, а когда он усвоит форму, необходимо ему не упускать и тона. Когда в работе ученика, в ущерб рисунку и форме, преобладало внешнее мастерство, манерная живописность, тогда Илья Ефимович обрушивался на автора градом горьких слов и всяческих порицаний, и это часто так отрезвляло зарвавшегося, что он немедленно приходил в прежнюю веру.

Работа же искренняя, хотя бы и робкая, настраивала Илью Ефимовича всегда хорошо; он мягким, добрым тоном делал свои замечания, часто брал в руки карандаш или кисть и убедительно, с увлечением направлял эту работу. Его авторитет и требовательность возбуждали в нас особенное напряжение, и мы благодаря этому быстро успевали и продвигались вперед. Лучшие работы приобретались в виде поощрения кн. Тенишевой и вешались на стенах мастерской как образцы».[7]

Несмотря на большую загруженность в академии, Репин уделял много времени своей студии на Галерной. «Тенишевскую мастерскую Илья Ефимович любил больше академической, -  вспоминает Я. Чахров. – Он часто устраивал там вечера-беседы, много говорил нам о своих творческих планах, делился впечатлениями, вспоминал заграничных мастеров-художников,…  <…> На этих беседах много говорилось о текущих выставках, подробно рассматривались и обсуждались новые работы художников. Между прочим, Репин обращал наше внимание на успехи В. А. Серова в портретах».[8]

К сожалению, мы не имеем подробных сведений об этой студии, о содержании занятий и характере постановок.  Из писем Репина к княгине Тенишевой мы знаем лишь некоторые темы для эскизов  студийцев: «Жертва», «Открытие», «Подвиг», «Садко» (1896);  «Микула Селянинович»   (1897).  Так же нет списка  «тенишевцев», в студии учились: Л.П. Альбрехт, И.Я. Билибин, Д.Ф. Богословский, Н.Я. Борисов, А.А. Бучкури, А.И. Вахрамеев, К.А. Вещилов, , Е.А. Граве, С.И. Данишевский, М.В. Добужинский, Ида Зюнтаро (японский подданный), Г.Г. Карпунин, А.Н. Клементьев.  Н. Кутузова, В.Н. Левитский, А.Э. Линдеман, Э.Э. Лисснер, А.А.  Любицкий, Е.К. Маковская,  Х.Д. Минасьянц (Тер-Минасян), Ю.И. Репин, А.В. Сапожников, З.Е. Серябрякова, А.И. Титов,  В.И. Ткаченко, А.Н. Третьяков, А.Д. Трунов, И.М. Тряпичников, В.Д. Фалилеев, Я.А. Чахров,  М.Я. Чемберс, Е.М. Чепцов, Е.В. Честняков, С.В.  Чехонин, Н.И. Шестопалов, М.Н. Яковлев.

Это не полная, незначительная часть из числа учащихся студии. Большинство из них, в последующем, успешно сдали экзамены в Академию художеств. Репин писал в 1898 году Куренному: «Отличились и тенишевцы мои: в Акад [ емию ] приняты Чахров, Вещилов, Сапожников, Трунов, Романенко (дев.) и Барушева».[9]

Студия на Галерной работала до 1903 года. Идейные разногласия стали причиной разрыва отношений Репина и Тенишевой в 1899 году. В январе 1902 года Репин писал Тенишевой: «Школа, которую Вы основали, по моей просьбе, в Вашем доме, уже полтора года  продолжает свое существование без моего непосредственного наблюдения. Будучи не в силах – и по нездоровью, и по недостатку времени – заниматься ею, я передал господину Д.А. Щербиновскому, о чём и известил Вас своевременно; предлагая на Ваше благоусмотрение продолжение или закрытие этой школы. Ответа на сей предмет от Вас не последовало; и «Тенишевская школа» продолжает свое существование под руководством господина Щербиновского, все ещё в ожидании Вашего благосклонного разрешения».[10]

Альбом Адриана Викторовича Прахова, включающий этюды студентов Тенишевской рисовальной студии - является важным историческим документом художественной жизни России конца XIX столетия. Он дает возможность нам увидеть работы учеников И.Е. Репина, впоследствии известных русских художников и открыть новые имена – имена мастеров, этюды которых вызывают не меньшее восхищение.



[1] В академии художеств. Петербургский листок № 84, 1898. С. 3.

[2] Уточнение автора.

[3] Там же.

[4] И.Е. Репин. Письма. Переписка с П.М. Третьяковым. «Искусство», М.-Л., 1946, стр. 171.

[5] Княгиня М.К. Тенишева. Впечатления моей жизни. «Искусство», Л., 1991, стр. 115.

[6] РГИА. Фонд 789, оп. 12, 1897 г., З 26, л.2, 2об.

[7] Я.А. Чахров. Воспоминания о И.Е. Репине. Новое о Репине. «Художник РСФСР», Л., 1969,  стр. 213, 214.

[8] Я.А Чахров. Репин и его ученики в работе над коллективной картиной. Художественное наследие. Репин, т. II, «Изд-во Академии наук», М.-Л., 1949, стр. 226.

[9] И.Е. Репин. Письма. Переписка с художниками. «Искусство», М., 1952, стр. 131.

[10] Из письма Репина Тенишевой от 9 января 1902 года.

Письма И.Е. Репина к княгине М.К. Тенишевой. Публикация И.П. Лапиной // Петербургский Рериховский сборник. Вып. IV. СПб, 2001. С. 320.