Лисснер Эрнест Эрнестович

Лисснер Эрнест Эрнестович

 1874-1941

 

Самобытный отечественный художник, владелец частной художественной студии в Москве, владелец типографии.

Происходил из рода обрусевших австрийских дворян, его отец — купец 2-й гильдии Эрнест-Константин Антоновича Лисснер (1837 — после 1897) жил в Москве и торговал чернилами; владел, совместно с Ю. Романом, известной типографией на Арбате, в которой выполнялись престижные заказы — в ней были напечатаны несколько юбилейных заказов Румянцевского музея, переписка митрополита Филарета, печаталась «История русской церкви» Е.Е. Голубинского.

Рисовать Эрнест начал с юных лет, он был самоучкой и писал в основном для собственного удовольствия. В 1900 году в возрасте 26 лет, что довольно поздно, поступил в Академию художеств, в которой проходил обучение по 1908 год. По окончании был удостоен звания художника за картину «Привет вам, богатыри труда». В 1909 году 35-летний Эрнст Эрнестович уже стал участником XXXVII Выставки Товарищества передвижных художественных выставок. В последующие годы входил в различные объединения мастеров изобразительного искусства, например, в Общество художников «Свободное творчество» (1911—1918).

В Москве в Крестовоздвиженском переулке в своём доме Лисснер держал студию для желающих заниматься живописью. Также там находилась «Типография Э. Лисснера и Ю. Романа».

После октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны Эрнст Лисснер не прекращал работать и активно участвовать в бурной общественно-художественной жизни первого десятилетия советской власти. В 1920-е годы, когда ему было уже за 50, входил в объединение «Искусство трудящимся» (1925—1928), в группу художников «Крыло» (1926—1928), в Общество художников имени И. Е. Репина (1924—1929). 3 октября 1937 года был расстрелян младший брат — Василий Эрнестович Лисснер (род. 28.12.1878, в Москве), ответственный исполнитель по снабжению в Центральной опытной исследовательской лаборатории Наркомата здравоохранения, ранее служащий германской самолетостроительной конторы «Юнкерс», затем «Сименс».

В 1938 году на «выставке исторических картин» в Третьяковской галерее он представил пять картин: «Соляной бунт при Алексее Михайловиче», «Медный бунт при Алексее Михайловиче», «Чумной бунт при Екатерине II», «Изгнание поляков из Кремля Пожарским», «Пожар Москвы при Наполеоне». Лисснер является также автором картин «Героическая оборона Веприка (1709 год)» и «Вступление Красной гвардии в Кремль в ноябре 1917 года».

Лисснер серьёзно интересовался историей, кисти художника принадлежит целая серия картин, посвящённых русско-польским войнам и Семилетней войне . Неудивительно, что его иллюстрации к сказкам всегда детально, объёмно и натуралистично демонстрируют русский быт, а костюмы персонажей, интерьеры помещений, предметы быта выписаны с особой тщательностью. И пусть «книжное» наследие этого талантливого художника не слишком велико, нельзя не признать важность работ Лисснера для развития детской книги.